Интервью батюшки телеканалу Енисей Информ в авторском проекте Андрея Давыдова «Славится земля Енисейская».
Андрей Давыдов:
Возрождение религиозной жизни в Енисейске, которое после долгих лет советского застоя произошло в конце XX века, тесно связано с именем удивительного человека — доброго пастыря и духовного наставника отца Геннадия Фаста. Этого православного батюшку сегодня знают далеко за пределами нашего города. Можно сказать, что и сам Енисейск стал так широко известен благодаря его трудам и молитвам.
Удивительно, но этот поборник православной веры свой первый религиозный опыт получил совсем в другом ответвлении христианства. Его путь к святоотеческой вере был непростым.
Удивительно, но этот поборник православной веры свой первый религиозный опыт получил совсем в другом ответвлении христианства. Его путь к святоотеческой вере был непростым.
отец Геннадий Фаст:
Я родился в немецкой, протестантской, точнее — конкретнее, менонитской семье, не только семье, но и общине. Это очень большое количество немцев, которые собрались после сталинских репрессий, жили общинно. И в этой среде я получил воспитание, в том числе и там я уверовал в Господа Бога. И верующим я именно там стал.
Но в студенчестве, а завершал своё университетское обучение я в Томском государственном университете на кафедре теоретической физики. И вот в то время я встретился с православными. Это был раб Божий Игнатий и священник, протоиерей Александр Пивоваров.
Через этих священников, православных людей, через Игнатия, священника Александра, через них мне открылось учение о Церкви и наследие святых отцов, то, чего лишены протестанты. И в этом плане, при всей искренности и ревности веры в Бога, во Христа, готовности служить Ему и даже умирать за Него, всё-таки там обделённость: протестантизм выпал из того русла церковного предания.
К тому же протестантизм лишился благодатных таинств. Выйдя из Церкви, у протестантов прервалось рукоположение. У них нет священников. Их пасторы и лидеры — это никакие не священники. Это просто лидеры, проповедники, наставники, но они не являются носителями апостольской благодати.
И вот это всё мне открылось уже в Православии через встречи с православными людьми. И я решился принять святое крещение в Православии, принять полноту Веры и Истины, и спасительные Таинства. Потому что без Таинств, конечно, вопрос нашего спасения не решается. Только в Таинствах мы получаем прощение грехов, Святого Духа, соединение с Богом. А это возможно уже только в Церкви.
Андрей Давыдов:
В Енисейск Геннадий Фаст прибыл летом 1983 года. Благословляя его на служение в наш старинный город, архиепископ Гедеон сказал:
«Смотри, держи, что имеешь, чтобы кто-то другой не похитил твой венец.»
Как считает сам батюшка, эти слова владыки оказались для него во многом пророческими. Но тогда молодой священник еще не мог знать, что этот маленький провинциальный город станет на многие годы его судьбой и призванием. На плечи его легла непростая задача — способствовать возрождению духовной жизни, и причем не только в самом Енисейске, но и далеко за его пределами. Ведь храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором ему выпало служить, был единственным действующим храмом от Казачинского района до Северного Ледовитого океана. И конечно, ему приходилось не только много работать, но и многому учиться, ведь многие его духовные дети были гораздо старше своего батюшки.
«Смотри, держи, что имеешь, чтобы кто-то другой не похитил твой венец.»
Как считает сам батюшка, эти слова владыки оказались для него во многом пророческими. Но тогда молодой священник еще не мог знать, что этот маленький провинциальный город станет на многие годы его судьбой и призванием. На плечи его легла непростая задача — способствовать возрождению духовной жизни, и причем не только в самом Енисейске, но и далеко за его пределами. Ведь храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором ему выпало служить, был единственным действующим храмом от Казачинского района до Северного Ледовитого океана. И конечно, ему приходилось не только много работать, но и многому учиться, ведь многие его духовные дети были гораздо старше своего батюшки.
отец Геннадий Фаст:
Когда я начинал служить, ну, в общем-то, пришёл-то я в церковь ещё в 24 года. Я был даже не сыном, а внуком многих своих прихожан, а точнее по тому времени прихожанок, потому что тогда в основном были только женщины.
А для них я должен был быть духовным отцом. Им это тоже бывало непросто. Они тоже должны были преодолевать какие-то барьеры. Но всё это происходило: приходилось спускаться с небес на землю и жить с этим народом.
Но я бы не сказал, что мне это было как-то трудно. Во-первых, я всегда учился у своих прихожан. Когда прихожане исповедовались, то это была не только их исповедь, которую я принимал. Это превращалось в мою исповедь. Порой они говорили то, в чём я сам ещё не покаялся. И таким образом я каялся вместе с ними. И это сохранилось и по сегодняшний день.
И также и город. Достаточно скоро он вышел за пределы, собственно говоря, прихода. Уже в восьмидесятых годах, и ещё больше в девяностых годах, я стал как-то частицей этого города. И город Енисейск, он, конечно, меня формировал. Он формировал мою душу, мой уклад, мою жизнь. И я стал где-то в духе енисейским.
Андрей Давыдов:
В своей просветительской деятельности отцу Геннадию во многом приходилось быть и новатором, и первооткрывателем. Он одним из первых в Советском Союзе стал проповедовать Слово Божье заключенным. Был инициатором открытия в Енисейске православной гимназии. Одним из первых стал проводить публичные лекции по православию. Но, пожалуй, самым значимым делом для него стало богословие и работа над духовными книгами.
отец Геннадий Фаст:
Писать я научился в первом классе, но первый класс я учился в больнице. Весь первый класс. У меня было тяжёлое тогда костное заболевание, и я был прикован к одру. Всё, что у нас было, мы прочитали. Сосед по кровати написал сказку сам, потому что читать больше было нечего. И прочитал её нам. Мне понравилось — я тоже попробовал.
У соседа эта первая сказка стала последней, а я пишу по сегодняшний день. Правда, не сказки. Но с тех пор, с первого класса, я стал писать. И духовные трактаты, они появились в старших классах. Есть те духовные трактаты, которые тогда писал. и даже и на немецком языке писал.
Будучи студентом, писал. Не знаю, что это — болезнь, потребность, внутренний зов, трудно сказать. Меня всегда тянуло к перу и практически в прямом смысле. Я не сел за компьютер и никогда не садился за печатную машинку. Всё, что написал, написал, ну, правда, не пером, но авторучкой. И по сегодняшний день пишу только рукой, авторучкой.
Андрей Давыдов:
Из-под пера протоиерея Геннадия Фаста вышло уже несколько десятков книг, которые как добрые вестники разошлись по многим странам. За свои труды в 2004 году священник был удостоен высокой церковной награды — ордена преподобного Сергия Радонежского.
Но, к сожалению, не только награды приходилось получать отцу Геннадию. Так случилось, что в 2010 году он был вынужден покинуть Енисейск. Расставание это было очень тяжелым.
Но, к сожалению, не только награды приходилось получать отцу Геннадию. Так случилось, что в 2010 году он был вынужден покинуть Енисейск. Расставание это было очень тяжелым.
отец Геннадий Фаст:
Уезжал со слезами. Это было очень тяжело. Это было не по моей воле, не по моему желанию. Я не буду сейчас говорить — думаю, не пришло время говорить об этом, о всех причинах. Кто знает, те знают. Это было вынуждено, это было очень тяжело.
Да, это был некий кризис. Кризис переживает человек не только в молодые годы, которые пришлось пережить. Но это случилось. И служения своего я не прекращал ни на один день. Уехав отсюда, я тут же стал служить на новом месте. Теперь я служу в Хакасии, в городе Абакане.
Андрей Давыдов:
Конечно, енисейцы не забывают своего батюшку. Многие прихожане Успенского храма стараются по возможности приезжать к нему в Абакан, бывать на месте его нового служения. А, в 2014 году в знак признательности за многолетний труд на ниве духовного возрождения, отцу Геннадию было присвоено звание Почётного гражданина города Енисейска. И, конечно, сам священник при каждой возможности старается посещать наш старинный город.
отец Геннадий Фаст:
Я бесконечно рад, что вот уже за не так долгое время второй раз в этом году в Енисейске. Сегодня совершили мы совместно с батюшками Божественную Литургию, проводим встречи, лекции, беседы. Бесконечно люблю этот город. Он навсегда в моём сердце, даже не только в памяти. И Божье благословение да пребудет со всеми вами, мои дорогие и родные сердца. Спасибо.
Оригинал интервью можно послушать на YouTube-канале Енисей Информ

